Кто же будет строить дороги?

Классический вопрос, который сводится к нескольким вопросам.

Если понимать вопрос в буквальном смысле, то очевидно, что он содержит в себе ошибку, так как в нем содержится предлположение о том, что государство строит дороги. Фактически же, государство не строит дороги, дороги всегда строят одни и те же люди — строители, как правило, управляемые строительной компанией. Это верно как для ситуации с государством, так и для ситуации без него.

Единственный случай, когда вопрос в буквальном смысле не содержит ошибки — это случай тоталитарного государства, когда нет частных подрядчиков, но даже здесь «государство» (то есть, чиновники) не строят дороги, их все равно строит строительная компания, пусть и «государственной формы собственности».

На самом деле, этот вопрос является своего рода обобщением нескольких опасений и заблуждений

  1. Без государства некому проложить маршрут
  2. Без государства невозможно собрать для строительства (всегда подразумевается масштабное строительство) денежный капитал
  3. Дороги не приносят прибыль и потому «частнику не выгодно» их строить.

Дороги являются классическим примером заблуждения о том, что существуют какие-то особые виды деятельности, которые «невыгодны частнику».

Однако, исторически, по-видимому, большинство путей прокладывалось и обустраивалось частным образом, особенно морских путей. Рим, наиболее известный дорожный строитель древности, первоначально строил дороги в рамках частной деятельности. Аппиева дорога была построена Клавдием Аппием Цеком за собственные средства.  Империя строила дороги больше с военной целью, нежели, как гражданские пути сообщения. Интересно, что в то же самое время кельты, у которых не было государства, тоже активно строили дороги по всей Европе.

Начало промышленной революции породило и инфраструктурный бум в западных странах, в том числе и строительство дорог, прежде всего, железных дорог. Все они планировались и строились частными компаниями.

Вероятно, мнение о том, что дороги может строить только государство, связано с тем, что государства активно монополизировали эту сферу деятельности, особенно в 20-м веке. Однако, случилось это не по причине того, что строительство и эксплуатация дорог являются непреодолимым препятствием для частных компаний, а по причине расширения государства и, особенно, изменения характера войн, которые ведут государства.

Author: admin

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *