Теоретическая конструкция, описывающая общество, основанное на обобществлении средств производства, то есть, на полной национализации частной собственности.
В таком качестве социализм появляется сначала в работах «утопистов» (начиная от Платона и утопистов Нового времени), затем, в 19 веке он оформляется в виде марксизма, получив поддержку от классической школы экономики в виде трудовой теории стоимости.
Однако, в качестве ненаучной идеологии социализм, то есть, презрение к частной собственности, зависть по отношению к богатству и требование (или одобрение) перераспределения доходов является древнейшей идеей.
В публицистике социализмом часто называют либо чрезмерный объем государственного регулирования, либо какое-то конкретное регулирование, слишком напоминающее то, что применялось или применяется в социалистических странах.
Следует разделять публицистическое и научное употребление слова «социализм». Например, «скандинавский социализм» является публицистическим термином. Никакого социализма в строгом смысле в скандинавских странах нет, там нет обобществления частной собственности.
Точно также невозможно отрицать негативный опыт «построения социализма» на примере большого числа стран. В этих странах был самый настоящий социализм, поскольку проводились попытки ликвидации частной собственности и государственного планирования «народного хозяйства».
С точки зрения либертарианства, социализм является предельной формой государственного интервенционизма и расширения государства